icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Нижегородское время
11:20
Суббота, 4 Мая
Курсы валют
сегоднязавтра
98.03 98.64
91.78 92.05
Рекламный баннер 990x90px top

В Варнавино со своим стулом

02:19 24.04.2024 16+
В Варнавино со своим стулом

Ах, этот ажурный стул! Да эдакого стула земля варнавинская не видывала лет сто, а то и все сто пятьдесят! Он стоял на авансцене концертного зала – режиссёр и актёр в одном лице – и уже играл свою заглавную роль, хотя спектакль ещё и не думал начинаться. Канделябр-трикирий позади только добавлял интриги, а приглушённый свет – таинственности. Уже один этот стул переносил нас на двести лет назад, ко «временам Очакова и покоренья Крыма».

Тем временем настоящий режиссёр и актёр в одном лице (или как там сейчас – режиссёрка и актёрка?) в волнении ходила за сценой. Зал был полон и в предвкушении ждал своего часа.

И час этот наступил. Время раздвинуло свой невидимый занавес, и все мы перенеслись на сто девяносто шесть лет назад, в ту самую знаменитую «Болдинскую осень» Пушкина, в 1830-й год от рождества Христова. Звучали Пушкина стихи. Строки почти всем с детства знакомые и такие проникновенные в прочтении женщины в чёрном уносили в чертоги пушкинского слога.

Не зря же спектакль Марии Рыминой назывался «И пробуждается поэзия во мне…». Перед зрителями прошла почти вся хронология удивительного образца человеческого гения, когда в несколько дней были написаны шедевры, вошедшие в мировую литературу. Звуки фортепьянной музыки и низкий голос актрисы – гениальные пушкинские «Бесы» бросали в дрожь. А вот и вовсе залихватские строки из самой народной сказки поэта о попе и работнике его Балде. И тут снова Бесёнок, над которым измывается умный и хитрый Балда.

Картинки возникают одна за другой, хотя на сцене всё тот же канделябр и ажурный стул. Больше ничего. Но только сейчас вместе с ними на сцене Актриса. Каждый нерв, каждый мускул живёт поэтическими строками. Голос то сильнее, то тише, то шёпот, то почти крик. На сцене то Моцарт, то Сальери. Мы видим и их, и даже того нищего скрипача, которого Моцарт привёл с собой из ближайшего кабачка, чтобы тот пропиликал «что-то из Моцарта». А вот и яд из перстня подсыпается в бокал. Ах, Моцарт…

«Маленькие трагедии» в исполнении Марии Рыминой – это отдельный спектакль в спектакле. Когда-то она дерзко думала сделать отдельную постановку пушкинского шедевра вместе с рок-группой. Пока не случилось, но как же хочется это когда-нибудь услышать и увидеть!

Кстати, сам спектакль по стихам из болдинской осени, который сейчас режиссёр и актриса посвятила 225-летию со дня рождения Пушкина, это восстановленная постановка многолетней давности. Конечно, скорректированная, дополненная, переосмысленная. Собственно, с этого спектакля, можно сказать, когда-то и начиналась жизнь Марии Рыминой на сцене. Вернуться к Пушкину заставил не только предстоящий юбилей поэта, но и время. Пушкин актуален всегда. В этом зрители, заполнившие концертный зал варнавинской школы искусств, убедились сполна.

Между прочим, буквально накануне с этим же спектаклем Мария Рымина побывала на нижегородской сцене, в знаменитом кинотеатре «Рекорд». Эти подмостки видели почти все последние спектакли Марии Александровны. Она там частый и постоянный гость. Принимают её замечательно. В Нижнем сложился уже свой круг почитателей творчества краснобаковской исполнительницы.

Есть такой круг поклонников и в Варнавине. Мария Александровна не раз здесь бывала. К тому же перед началом спектакля она вспомнила, что и у неё есть варнавинские корни в роду – предки её жили в Латышеве и Варнавине. Как же принимали Марию Рымину варнавинцы! Зал аплодировал стоя. Восторгу не было предела. Впрочем, и сама Мария Александровна была несколько смущена таким горячим приёмом и заметила, что ей показалось, что принимали спектакль даже лучше, чем дома.

Очередная, но совсем неординарная встреча с творчеством удивительной Марии Рыминой стала возможна благодаря работникам Варнавинской библиотеки и окружной администрации. Ну, а стул ажурный (одна штука) и канделябр о трёх свечах (тоже одна штука) покинул не только сцену, но и пределы Варнавина. Потому что Мария Рымина ездит на свои спектакли только со своим стулом. Даст Бог, варнавинцы увидят его ещё не раз!

Александр Фролов

Фото автора

415

Оставить сообщение: