icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Нижегородское время
10:25
Понедельник, 25 Ноября
Курсы валют
сегоднязавтра
107.43 107.43
102.58 102.58
Рекламный баннер 990x90px top

Такой отзыв, точнее рецензия, стоит того, чтобы поделиться!

06:33 12.09.2023 16+
Такой отзыв, точнее рецензия, стоит того, чтобы поделиться! Тем более предваряя фрагменты выступления Игорь Бутман и его квинтета в составе: ОЛЕГ АККУРАТОВ, клавиши, вокал, Эдуард Зизак, барабаны, Евгений Побожий, гитара, Артём Баскаков, контрабас.

Это оценка джазового фестиваля «Осень в Швейцарии» известного нижегородского эксперта джаза, легендарного музыкального журналиста, организатора многих джазовых фестивалей и концертов в нашем городе, преподавателя Нижегородского музыкального училища им. Балакирева Светлана Кукина.

Кроме того, Светлана Львовна участвовала в образовательной части фестиваля, прочитав лекцию об истории нижегородского джаза 26 августа на площадке «Джаз на поляне».

Напомним, что расширенная культурно-образовательная программа фестиваля стала возможна благодаря поддержке гранта Президентский фонд культурных инициатив.

Приводим текст почти полностью:

«Даже нет слов.

Вчера был третий, завершающий день джазового фестиваля «Осень в Швейцарии». Хедлайнеры – Игорь Бутман со своим квинтетом и Мариам Мерабова со своими Miraif. Я подошла к их выступлению, к семи. И обомлела.

Центральная площадь парка была полностью забита людьми. Классический «биток». Я такое видела только на «Роке чистой воды». Общая атмосфера приподнятого настроения сразу подняла над обыденностью, как на воздушной подушке. Я в этом очень нуждалась.

Потом мы попробовали оценить, сколько было народу. Сергей Жураков предложил цифру 1700-1800 человек, мы с телеведущим Александром Фирстовым, который вел и этот фестиваль, склонялись к пяти тысячам.

Никогда за всю историю горьковского-нижегородского джаза эта музыка не собирала столько народу. Правда, и таких площадок раньше не было. Хотя – по некоторым воспоминаниям ДК Ленина вмещал с балконом и бельэтажем 3500 мест, а именно там проходил первый джазовый фестиваль 1970 года. И был «биток». И сейчас вновь – «биток». Любители джаза-одиночки, компании, семьи с детьми от самого малого возраста. Джаз – очень добрая ведь музыка, детям в его звуках комфортно. На некоторых видео я записала танцующих отцов с малыми наследниками на шеях. Прям чудо!

- Видно, что джаз нужен, - говорит Игорь Бутман, постоянный участник «Осени в Швейцарии». – Видно счастливые лица людей, которые слушают, улыбаются, аплодируют, благодарят, кричат «спасибо» артистам. Объективно ясно, что фестиваль имеет огромное значение и для джаза, и для его любителей, и для музыкантов, которые каждый день репетируют, экспериментируют, пробуют, ошибаются и идут дальше вперед. И для молодых музыкантов, которые видят, что можно добиться успеха, именно играя эту музыку, и могут сделать джаз своей профессией.

Квинтет Бутмана выступил с ожидаемым успехом. Игорь Михайлович лихо скрещивает Эллингтоновскую It Don’t Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing) с Танцем маленьких лебедей Чайковского и на два голоса поет ее с Олегом Аккуратовым (слушайте, этому джазовому стандарту 60 лет! – и хоть бы что!). С очередным неузнаваемым вступлением играет «Ностальгию». С тысячным хором исполняет финальную песню из «Приключений Буратино». «Скажите, как его зовут?» - «Бу-ра-ти-но!». Представляя музыкантов, Бутман дополнительно обыграет эти слова со своим неподражаемым юмором. Песни из мультфильмов и кинофильмов в джазовой обработке имеют колоссальный успех на концертах квинтета, потому что джазовые стандарты – для знатоков джаза, а кинышки и мультики – для всех.

В свое время (2007) Бутман пригласил потрясающий состав музыкантов - Чика Кориа (25 премий Грэмми), трубача Рэнди Бреккера (я насчитала 7 Грэмми), барабанщика Джека ди Джонетта (две Грэмми, он и продюсер, кстати), басиста Джона Патитуччи и вибрафониста Стефана Харриса – и записал альбом песен из кино и мультиков в джазе. Называется «Веселые истории», в западном исполнении – Magic Land. Мне особенно нравится «Прекрасное далеко», вообще неожиданное, ностальгическое, с щемящим мелодическим зачином на трубе. Сейчас слушаю «Ну, погоди!» - в пассажах Чика Кориа неожиданно распознала отголоски Сергея Курехина.

Оказывается, нас с Мариам роднит интересная деталь – схожее знакомство с джазом. Однажды она, погруженная в классику, оказалась в джаз-клубе «Синяя птица» - и сроднилась с этой музыкой навсегда. Примагнитилась. Однажды я оказалась на Vasaras Ritmi в Риге – и сроднилась с этой музыкой навсегда. Примагнитилась. Я даже помню героев этой моей примагнитной инициации - американский саксофонный квартет ROWA.

Мариам прекрасна во всем. Посмотрите, как ошеломляюще она сияет улыбкой, сколько искрящегося света в глазах, притененных очками. Она выходит на сцену, вся искрящаяся, сияющая, сверкающая – фейерверк! Вот подходящее слово. Непрерывно пританцовывает и «качает» пульсацию и энергию. Грандиозный голос. Оттенки. Бесподобное чувство ритма (да, мы отдельно обсудим с ней «чёрное» джазовое чувство ритма, которым отличаются армянские джазмены, вспомним и Сергея Манукяна, и – с общим горестным восклицанием – Эльвину Макарян, а сейчас пишу и вспоминаю Градского на «Голосе», который слушает «вслепую» «Джорджию» Андрея Давидяна и спрашивает: «Черный? Черный, что ли?» и подпевает. Он же, Градский, пел «Джорджию» у нас на «Серебряных струнах», в клочья порвал весь зал).

Отдельно – несколько «фишечек» Мариам Мерабовой. Когда она передает право солирования своим прекрасным музыкантам и тихонечко – на пианиссимо – подпевает куплет. Неожиданно и классно! Запомнился унисон на троих с гитаристом, который подпевал в унисон своему соло. Мариам принципиально считает, что джаз на русском языке не перестает быть подлинным джазом, переводит на русский стандарты (Estate), переводит на джазовый язык русскую эстраду («Нет, мой милый»), исполняет свои песни и песни мужа, Армена Мерабова.

Люди, а какую шикарную Fever учинила Мариам со зрителями! «Всех сейчас научу», - пообещала она и начала учить. «Uh! You Give me fever. Eh! You give me fever. Ah! You Give me fever. Come on, come on, come on». Признаться, «Буратине» народ подпевал охотнее: то ли подустали, то ли не в ладах с английским, но все равно показали шикарное единение. Со мной рядом подпевал явно музыкант, он хорошо интонировал, мне и хватило.

Так что, сограждане, поздравляю вас с очевидным и (я надеюсь) долговременным закреплением на карте городских событий джазового фестиваля «Осень в Швейцарии». Спасибо и аплодисменты!»

Спасибо! Аплодисменты автору!

До встречи в парке!

Мэрия Нижнего Новгорода

Департамент культуры Нижнего Новгорода

Роман Карманов



1758

Оставить сообщение: