Зарождение религиозного сообщества, которое мы сейчас знаем как «Нурджулар», произошло в Турции в начале XX века на базе идей исламского теолога Саида Нурси. После установления в Турции светского режима кружки последователей Нурси, как и любые другие исламские организации, оказались в опале, но в 1950-х их деятельность была легализована, а в 1970-х и вовсе вступила в период расцвета благодаря имаму Гюлену. Постепенно «Нурджулар» стал мощным проводником пантюркистских и панисламистских идей за рубежом, и Россия оказалась в числе главных площадок его активности.
Особое внимание «Нурджулар» уделял и уделяет работе с молодежью, проповеди в ее рядах и идеологической обработке молодого поколения. Сложно установить точное количество образовательных учреждений разного уровня, открытых данным обществом в России начиная с девяностых годов, оценки колеблются от нескольких десятков до нескольких тысяч. Причина подобного разброса в том, что иногда связь учреждений с «Нурджулар» прозрачна и открыта, а иногда завуалирована. Истина, похоже, где-то посередине, но ближе к более внушительным оценкам.
Во всех случаях, когда связь учебного заведения с подконтрольной Гюлену структурой можно было установить достоверно, в стенах этого учебного заведения шла мягкая панисламистская пропаганда, а также исподволь вбивались в голову идеи объединения тюркских народов в единую империю - «Великий Туран» - вокруг Турции, причем занимались этим педагоги с турецким гражданством.
Но подобного рода работой с молодежью активность «Нурджулар» отнюдь не ограничивалась. Не только долгосрочная перспектива, но и решение широкого спектра вопросов здесь и сейчас заботило гюленистов применительно к российской территории. Экстремистская и подрывная деятельность религиозно-сектантского и пантюркистского характера осуществлялась через разнообразные фонды и фирмы. Особенно болезненной эта проблема оказалась в период чеченской трагедии, когда за «Нурджулар», наконец-то, по-настоящему взялись российские органы правопорядка и спецслужбы.
В 2002-2007 гг. из страны были депортированы несколько сотен турецких граждан, так или иначе связанных с «Нурджулар». В 2005 г. началось широкомасштабное расследование деятельности секты в России, по итогам которого, в частности, 21 мая 2007 Коптевским районным судом Москвы было вынесено решение о признании книг из собраний сочинений Саида Нурси «Рисале-и Нур», изъятых в ходе этого расследования, экстремистской литературой. А 10 апреля 2008 года решением Верховного Суда Российской Федерации международное религиозное объединение «Нурджулар» было признано экстремистским, с запрещением его деятельность на территории Российской Федерации.
«Нурджулар» всеми способами противодействовал своему вытеснению из России. Для этого использовались в том числе и легальные методы. Так, в декабре 2007 в одной из мечетей Махачкалы был организован сбор подписей против признания трудов С.Нурси экстремистскими.
Однако основным видом противодействия стал уход в подполье. В 2010 году в Ростове-на-Дону были раскрыты две нелегальные ячейки «Нурджулар», обе были организованы гражданами Азербайджана. А в 2016 году были разгромлены ячейки сразу в трех городах Дагестана - Махачкале, Избербаше и Хасавюрте. Они были созданы, опять-таки, гражданином Азербайджана Зиявдином Дапаевым, уже имевшим условный срок за «нурджуларовскую» деятельность. Членами группировки также велось строительство трехэтажного особняка, который якобы строился на деньги родственников и пожертвования прихожан для личных нужд. В этом здании планировалось проводить встречи и вовлекать в организацию новых сторонников. У задержанных было изъято более 400 экземпляров книг и брошюр экстремистского характера, несколько ноутбуков, мобильные телефоны, «флешки» и компакт-диски, на которых содержались экстремистские материалы.
Необходимо отметить, что после после неудавшейся попытки переворота в Турции летом 2017 года деятельность нурсистов оказалась полностью вне закона и в самой Турции, а заграничные отделения «Нурджулар» занялись резкой критикой политики турецкого президента Эрдогана и особенно его сотрудничества с Россией.
Станислав Смагин, обозреватель
Оставить сообщение: