Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу не любит давать интервью пишущим журналистам. Да и телевизионным, по большому счету, тоже. За все годы на посту руководителя военного ведомства, а эту должность он занимает с 2012 года, можно насчитать одну или от силы две беседы, которые он провел с представителем СМИ, как говорится, один на один. Почему так, сказать сложно. Но можно догадаться, что, видимо, Сергей Кужугетович считает себя частью единой команды и предпочитает, чтобы комментарии прессе давал капитан этой команды. И его интервью итальянскому журналу «Il Giornale», надо полагать, было сделано только по просьбе администрации Кремля.
Причин для такой просьбы было, как минимум, две. Предстоящий саммит НАТО в Брюсселе, на котором должен был присутствовать президент США Дональд Трамп. И, конечно, встреча в Хельсинки лидеров России и Соединенных Штатов. Повод объясниться с западным читателем о российской позиции по многим международным проблемам, а также об отечественной военной политике и военной доктрине более чем важный. И кто лучше, чем министр обороны России может это сделать?!
Итак, первый и, пожалуй, главный вопрос: чем вызвана напряженность в отношениях между Россией и США, которая волнует общественность всей планеты? Ответ Сергея Шойгу более, чем убедительный.
«От американской стороны, - говорит генерал армии, - мы часто слышим, что кризис в двусторонних отношениях вызван якобы «агрессивными» действиями России на международной арене». Однако по нашему глубокому убеждению, напряжение в наших отношениях все это время искусственно нагнеталось теми американскими элитами, которые убеждены, что мир делится на «американский» и «неправильный». Именно США за последние годы в одностороннем порядке разорвали ключевые соглашения, составляющие костяк глобальной безопасности. Вопреки обещаниям, данным советскому руководству во время процесса объединения Германии, Вашингтон инициировал расширение НАТО на восток к нашим границам».
«Более 25 лет, - объясняет Шойгу, - нам морочили голову тем, что никаких обещаний не было, пока недавно АНБ не рассекретило архивы с документами того периода, где все это расписано дословно и в лицах. Как следствие - расширения альянса на восток и перехода в него стран Восточной Eвропы: Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии - де-факто утратил смысл для России подписанный в 1990-м году между Организацией Варшавского Договора и НАТО Договор об обычных вооруженных силах в Европе, предусматривающий ограничения вооружений в районах соприкосновения блоков. В 2002 году под предлогом выдуманной «опасности» ракетного нападения со стороны Ирана или Северной Кореи Вашингтон в одностороннем порядке вышел из Договора по ПРО, приступив к размещению своих радаров и противоракет в близости именно от наших границ».
«Мне, как президенту Русского географического общества, - заметил российский министр, - давно хочется подарить американским коллегам глобус, чтобы они посмотрели на него и объяснили нам, почему заявленные ими «противники Америки» находятся на Ближнем и Дальнем Востоке, а все их военные базы и группировки так жмутся к границам России? Мы их, что ли, должны оборонять»?
В своем интервью итальянскому журналу генерал армии не стал перечислять количество американских баз на наших границах, но мы можем сделать это за него. А это не только мотопехотные батальона в странах Балтии и тяжелая танковая бригада США в Польше. Более 35 тысяч американских войск размещены в Германии – танки, боевые бронированные машины, самоходная артиллерия, системы ПРО\ПВО, ударные самолеты и вертолеты. Плюс на территории Европы, - в Италии, Бельгии, Нидерландах, Турции и опять в Германии – складировано 200 авиационных атомных бомб США В-61. Эскадрильи многофункциональных истребителей из натовских стран, способные нести эти бомбы к цели, - F-16, «Еврофайтер Тайфун» и «Торнадо», сменяя друг друга, несут постоянное боевое дежурство на литовской земле – авиабаза Зокняй под Шауляем и на эстонской – авиабаза Эмери под Таллином. Сколько времени нужно сверхзвуковому самолету, чтобы долететь оттуда до, предположим, Смоленска или Санкт-Петербурга, каждый может подсчитать сам.
А с 2020 года, напомнил Шойгу, на поддержание в постоянной готовности к применению у границ России через 30 суток НАТО выделяет 30 батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей. Более того, на территории Румынии и уже в Польше размещены американские системы ПРО Aegis, в пусковые стаканы которых можно загрузить не только противоракеты, но и крылатые ракеты большой дальности «Томагавк», которые угрожают нашим базам Ракетных войск стратегического назначения в европейской части страны.
«Мы неоднократно и публично на всех крупных международных площадках доводили информацию, - говорит российский министр, - что именно США прямо нарушают Договор о ракетах средней и меньшей дальности, разместив в ходе развертывания ракетного щита в Европе свои установки вертикального пуска Mk-41, пригодные для запуска крылатых ракет «Томагавк». В радиусе поражения данных ракет почти вся европейская часть России. Еще в 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин призвал руководство США и других стран Запада уважать российские национальные интересы и выстраивать открытые и равноправные отношения. К сожалению, мало кто на Западе захотел услышать тот призыв».
Почему это происходит? «Восстанавливающая свои силы Россия воспринимается не как союзник, а как угроза доминированию США. Нас обвиняют в каких-то агрессивных планах по отношению к Западу, который сам при этом продолжает стягивать к нашим границам новые силы», - объясняет Сергей Шойгу. «При этом американцы постоянно нарушают международное право, применяя военную силу в различных регионах мира под предлогом защиты собственных интересов. Это произошло в апреле этого года в Сирии, когда по территории суверенного и независимого государства при поддержке Великобритании и Франции был нанесен массированный ракетный удар. Произошло грубейшее, под вымышленными предлогами, нарушение международного права тремя постоянными членами Совета Безопасности ООН. И это не единственный пример, а тенденция».
Министр обороны России ставит диагноз этой тенденции. «Речь идет о стратегии неоколониализма, которую США уже апробировали в Ираке и Ливии и которая заключается в поддержке любых, даже самых диких идеологий для ослабления законных правительств, - говорит он. - Затем используются инсценировки применения оружия массового уничтожения или гуманитарных катастроф, и на последних этапах применяется военная сила для создания «управляемого хаоса» с вольготными условиями выкачивания в американскую экономику имеющихся активов транснациональными корпорациями. Россия, выступающая за равное и взаимовыгодное сотрудничество с любыми странами в рамках концепции многополярного мира, всегда будет являться препятствием на пути реализации подобных «стратегий».
Именно такая стратегия и называется «гибридной войной», в ведении которой западные страны и их СМИ облыжно обвиняют Россию. У нас есть поговорка, вспоминает Шойгу, «громче всех на рынке кричит «держи вора!» - сам вор». И под «гибридными действиями» понимается применение одним государством против другого любых способов давления, но без открытого использования военной силы. Такие «войны» известны с древности, и они позволили Великобритании одержать верх над Османской империей в начале прошлого века. Кто не знает о похождениях Лоуренса Аравийского»?
Сегодня «гибридные действия» - это контроль над средствами информации, экономические санкции, деятельность в киберпространстве, поддержка внутренних волнений, наконец, использование специальных подразделений и специалистов для совершения терактов, диверсий и саботажа. «Данный перечень, наверное, можно продолжать и дальше, - замечает министр, - но есть важная деталь. Для их успешной реализации в наш век необходимы глобальные и всепроникающие СМИ, обладание и превосходство в информационных и телекоммуникационных технологиях, сосредоточение у себя рычагов управления мировой финансовой системой, а также опыт использования сил специального назначения в других странах».
Эти методики были успешно опробованы США и Великобританией во время вторжения в Ирак в 1991 году сразу после окончания «холодной войны», рассказал итальянским коллегам Сергей Шойгу. Начиная с 90-х годов прошлого века эти методики широко применялись США в бывшей Югославии, в Ливии, в Чечне и совсем недавно в Сирии. Все признаки использования этой «гибридной войны» были хорошо видны и на Украине, накануне вооруженного мятежа в феврале 2014 года. Причем пассивное участие в этих «гибридных действиях» принимали и европейские страны. Сегодня предпочитают уже не вспоминать, как накануне переворота три министра иностранных дел: Германии, Франции и Польши лично гарантировали законному президенту Украины Виктору Януковичу мирное урегулирование политического кризиса, если он не будет вводить чрезвычайное положение и отведет из Киева все подразделения силовых структур. Но сразу после выполнения данных обязательств боевики-националисты, вооруженные и натренированные на американские и европейские средства, совершили переворот, а Европа тут же признала их в качестве законной власти.
Такие обвинения в адрес России начали появляться в американских и британских СМИ и после неудачной попытки повторения подобной схемы в Крыму. А мы «просто не дали заокеанским коллегам возможности реализовать на практике эти меры в Крыму, где, напротив, состоялся референдум, в ходе которого жители свободно и, кстати, в присутствии сотен представителей тех же американских СМИ приняли решение о выходе из состава Украины и воссоединении с Россией», - напомнил генерал армии. «Для сравнения: после расчленения бывшей Югославии вследствие вмешательства НАТО Косово не проводило никаких всеобщих референдумов, а добилось немедленного признания независимости со стороны Вашингтона и Европы после обычного голосования в парламенте. Абсолютно без учета мнения проживающих в Косово сербов и югославской конституции»
Не прошел в своем интервью итальянским журналистам Сергей Шойгу и мимо ситуации в Сирии. «Трудно отделаться от впечатления, что основной целью США в Сирии является стремление не допустить стабилизации страны, затянуть конфликт и подорвать ее территориальную целостность, создав неподконтрольные анклавы на окраинах Сирии», - сказал он. В подконтрольных США районах уже несколько лет осуществляется подготовка боевиков, которые затем ведут активную борьбу с сирийской правительственной армией и которым поставляются оружие и боеприпасы».
«Также и не будет лишним напомнить, - рассказал глава российского военного ведомства, - что в период борьбы, возглавляемой США международной коалиции против ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация - авт.), территория, подконтрольная террористам, лишь увеличивалась. Цивилизация и светское управление сохранялись лишь в нескольких очагах: в Дамаске, провинции Латакия и частично в Дейр-эз-Зоре. При этом заявляя о «светлых» целях и «добрых» намерениях, за последние годы со стороны США в Сирию для реальной помощи обездоленному долгими годами войны мирному населению не было выделено ни цента помощи. Это касается даже освобожденной США и коалицией бывшей столицы ИГИЛ - Ракки, где до сих пор ежедневно на боеприпасах и минах, оставленных после массированных бомбардировок авиацией «международной коалиции», гибнут местные жители. Еженедельно их число измеряется десятками жизней, в том числе детей».
В то же время после освобождения различных районов и населенных пунктов сирийской правительственной армией не было зафиксировано ни одного инцидента с участием мирных жителей. Эти территории были разминированы, туда были доставлены продовольствие и стройматериалы для скорейшего восстановления мирной жизни.
…Нет необходимости комментировать все темы, поднятые в интервью министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу итальянскому журналу «Il Giornale». Переведенный на русский язык текст этого разговора можно найти на просторах интернета. К нему надо добавить, по мысли автора, только несколько слов. Не исключено, что все эти темы будут подняты во время встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в Хельсинки. Европейская общественность получила возможность накануне ее ознакомиться с позицией России по самым главным проблемам международной безопасности. И понять главный посыл – политика Кремля и политика его военного ведомства не расходятся ни на йоту. У команды Путина один стратегический курс, который категорически отличается от стратегии неоколониализма, он направлен на защиту национальных интересов только России и ее народа. Без попрания коренных интересов других государств и их населения.
Оставить сообщение: